В свое время Daewoo Nexia была занозой под ногтем не только у дилеров автомобилей из Тольятти, но и у продавцов на вторичном рынке: довольно большой, весьма доступный и очень дешевый в эксплуатации седан тут же снискал любовь и таксистов, и «рядовых» граждан. За минимум денег машина могла предложить не только большой багажник, но и какое-никакое зарубежное происхождение, «электропакет» и даже такую «роскошь», как кондиционер. Однако история разработки и дальнейшая хронология производства Daewoo Nexia столь запутана, что по этому поводу существует множество малоизвестных фактов и распространённых ошибочных утверждений. Сегодня мы будем разбираться в том, под какими названиями и как долго выпускался этот автомобиль, как он попал в Узбекистан и почему некоторые небезосновательно считают Нексию примитивной. МИФ 1: Nexia была первым автомобилем Opel, получившим после ряда доработок название Daewoo МИФ Американский концерн General Motors сотрудничал с южнокорейской корпорацией Daewoo Motor еще в семидесятые годы, а в 1983-м было создано новое совместное предприятие. Оно и стало производственной площадкой для новой машины, использовавшей единую глобальную платформу GM T-Body. В качестве базы для будущей Нексии джиэмовцы взяли Opel Kadett Е, выпуск которого в Рюссельхайме начался в 1984 году, а уже в 1985-м Кадетт завоевал престижную награду, став «Европейским автомобилем года». Годом позже в Корее начали выпускать несколько перелицованный Kadett, получивший название Daewoo Le Mans. Однако «Ле-Ман» и по деталям кузова, и по оптике был практически неотличим от немецкого «исходника», выделяясь на фоне Кадетта разве что немного другой формой бамперов и оригинальной решеткой радиатора. Это вам не Опель: в Корее выпускать производные от Кадетта стали практически одновременно с немцами! Словом, корейский седан ушел от немецкого оригинала ничуть не дальше, чем «дилерские» Самары для рынка Германии от обычных «восьмерок» и «девяток». Поскольку именно производная от LeMans под названием Nexia и стала самым известным «корейским Опелем», многие автомобилисты считали, что от этой модели и велся отсчет сотрудничества двух крупных концернов. Впрочем, в девяностые годы подобное утверждение можно было встретить даже в нашей автомобильной прессе! Однако российские автожурналисты немного ошибались: еще в 1977 году в Корее началось производство Daewoo Maepsy, название которого («мапси») с корейского языка переводилось как «красивый». На фото: Daewoo Maepsy Корейцы не изобретали велосипед, а наладили производство лицензионной копии седанчиков Isuzu/Holden Gemini, технической базой для которых послужил… всё тот же Кадетт! Правда, речь идёт о модели под литерным индексом С, созданной на более старой заднеприводной платформе GM T-body RWD, которую использовали с 1973 по 1979 год. «Цешка» была настоящим «гражданином мира», выпускаясь не только в Германии (Opel Kadett), Японии (Isuzu Gemini), Корее (Daewoo Maepsy), Австралии (Holden Gemini), но и в доработанном виде – в Великобритании (Vauxhall Chevette) и Бразилии (Chevrolet Chevette). А в США Кадетты этого поколения, но выпущенные в Японии (!), продавались под брендом Buick-Opel… В общем, исторически более точно и правильно считать точкой отсчета трансформации Opel в Daewoo не пару Nexia-Kadett Е, а производные на базе более раннего Кадетта под индексом С. Заднеприводный Kadett C первым стал объектом «атаки клонов» со стороны дочерних брендов GM Заднеприводный Kadett C первым стал объектом «атаки клонов» со стороны дочерних брендов GM Заднеприводный Kadett C первым стал объектом «атаки клонов» со стороны дочерних брендов GM Заднеприводный Kadett C первым стал объектом «атаки клонов» со стороны дочерних брендов GM МИФ 2: Этот автомобиль выпускался под брендом Pontiac ПРАВДА Если мы еще не запутали вас в первом мифе, то точно сделаем это сейчас: на рынке США Daewoo LeMans продавали как Pontiac LeMans! Решетку радиатора при этом украшала «понтиаковская» эмблема, благодаря которой американским покупателям не нужно было объяснять всю сложную историю о том, как немецкий Опель превратился в корейскую Daewoo, чтобы попасть за океан. Примерно на 10 лет раньше нашей Самары-2 так называемый Pontiac LeMans «закруглился» по той же схеме … Примерно на 10 лет раньше нашей Самары-2 так называемый Pontiac LeMans «закруглился» по той же схеме … Примерно на 10 лет раньше нашей Самары-2 так называемый Pontiac LeMans «закруглился» по той же схеме … Примерно на 10 лет раньше нашей Самары-2 так называемый Pontiac LeMans «закруглился» по той же схеме … …хотя еще двумя десятилетиями ранее под этой моделью выпускались настоящие полноразмерные Понтиаки! …хотя еще двумя десятилетиями ранее под этой моделью выпускались настоящие полноразмерные Понтиаки! …хотя еще двумя десятилетиями ранее под этой моделью выпускались настоящие полноразмерные Понтиаки! Интересно, что со временем Понтиак даже подвергся рестайлингу, в ходе которого несколько закруглился, получив более узкую оптику и плавные обводы передней части. На этом «приключения Кадетта в Корее» не закончились: со временем вместо названия LeMans машину переименовали в Racer, а после очередного косметического обновления будущая Nexia стала называться Cielo. И это еще не всё: в некоторых странах Латинской Америки седан назывался Pointer, а в Тайланде машина была известна как Daewoo Fantasy. Cielo – уже Nexia по дизайну, но еще с другим названием Cielo – уже Nexia по дизайну, но еще с другим названием Cielo – уже Nexia по дизайну, но еще с другим названием LeMans, Racer, Cielo, Fantasy, Pointer, Nexia – как только бедный Kadett Е в мире не называли! Но вернемся к «корейскому Pontiac», который появился в США для того, чтобы расширить рынок сбыта. Ведь по понятным причинам в восьмидесятые годы путь в Европу седану от Daewoo был заказан. А вот в Штатах он пользовался спросом у небогатых американцев по простой причине: при доступной цене машина была оснащена и автоматической трансмиссией, и гидроусилителем руля, и даже кондиционером! Шильдик AUTOMATIC красноречиво указывает на тип трансмиссии этого хэтчбека Кнопкой «АС» потенциальных покупателей этой машины привлекали как в США в восьмидесятые годы, так и спустя 10-15 лет в странах СНГ В то время как у базового немецкого Kadett E не было не то что ГУРа, но даже банального тахометра в комбинации приборов! Интересно, что именно LeMans «закруглился» снаружи даже чуть раньше, чем это произошло в Корее, ведь «кадетообразный» Pontiac сняли с производства в 1993 году, а рестайлинговый «кореец» под названием Cielo появился только в 1994-м. При этом средняя часть кузова у всех производных на базе Kadett Е, включая седаны и хэтчбеки под маркой Pontiac, оставалась неизменной. МИФ 3: Nexia была просторнее Кадетта МИФ Несмотря на очевидное сходство корейского и немецкого автомобилей, Nexia была заметно длиннее Кадетта. Так, габаритная длина седана Daewoo составляла 4 482 мм, в то время как «немец» достигал лишь 4 218 мм. Иными словами, благодаря солидной прибавке почти в 27 см корейская машина словно перепрыгивала в следующий класс, ведь относившийся к нему Opel Vectra A был даже короче Нексии – 4 432 мм! Daewoo Nexia (первое фото) была заметно длиннее не только Kadett E, но и Вектры первого поколения Daewoo Nexia (первое фото) была заметно длиннее не только Kadett E, но и Вектры первого поколения Daewoo Nexia (первое фото) была заметно длиннее не только Kadett E, но и Вектры первого поколения Именно это отличие и породило слухи о том, что корейская машина якобы стала просторнее исходного Опеля – тем более, что зачастую источниками подобных мифов служили гаражные корифеи, которые ездили на Жигулях и Нексию в девяностые годы видели в основном снаружи. В действительности же запас пространства на передних и задних сиденьях определяется не длиной свесов кузова (а именно на них и приходится прибавка в габаритах Nexia), а колёсной базой, то есть расстоянием между центрами передней и задней осей. Этот параметр и у Нексии, и у Кадетта пятого поколения абсолютно идентичен и составляет 2 520 мм. Большая снаружи, тесная внутри – именно так можно сказать про корейскую машину Именно поэтому седан от Daewoo ничуть не просторнее не только немецкого Опеля, но и, к примеру, советско-российского ВАЗ-21099 с его 2460 мм между осями. Цифры – упрямая вещь, но к простору в салоне они отношения не имеют Для сравнения: у Logan первого поколения, несмотря на более короткий кузов (4 250 мм), колёсная база составляла 2 630 мм – то есть даже чуть больше, чем у Opel Vectra A (2 600 мм). По объему багажного отделения четырехдверный Kadett с его 550 литрами также ничем не уступал Нексии, у которой вся «бутафорская» прибавка длины приходилась на свесы и бамперы. МИФ 4: Существовали версии Нексии с двухобъемным кузовом ПРАВДА Выпуск Opel Kadett начался в августе 1984 года – и сначала это были трёх- и пятидверные хэтчбеки. Годом позже модель обзавелась модификациями с кузовом седан и универсал, причем последний существовал как с тремя, так и с пятью дверями, а затем Кадетту благодаря стараниям кузовного ателье Bertone даже «снесло крышу». Универсал, кабрио и даже фургон – всего этого в арсенале Daewoo не было Универсал, кабрио и даже фургон – всего этого в арсенале Daewoo не было Универсал, кабрио и даже фургон – всего этого в арсенале Daewoo не было Универсал, кабрио и даже фургон – всего этого в арсенале Daewoo не было Универсал, кабрио и даже фургон – всего этого в арсенале Daewoo не было Универсал, кабрио и даже фургон – всего этого в арсенале Daewoo не было Нексию в нашей стране подавляющее большинство автомобилистов видело лишь в качестве банального четырехдверного седана – сначала корейского, а затем и узбекского производства. Седан – не единственный, хоть и самый массовый тип кузова Daewoo Nexia Однако в своё время (в середине девяностых годов) эта модель предлагалась в мире как с трёх-, так и с двухобъемным кузовом! Трёхдверка сзади отличалась от базового хэтчбека Opel Kadett более округлой задней дверью и оригинальными фонарями, сохранив глухую «фанерку» позади неопускных боковых стёкол. Трехдверки Daewoo выпускались как со старой «мордой» (LeMans), так и в виде Нексии Трехдверки Daewoo выпускались как со старой «мордой» (LeMans), так и в виде Нексии Трехдверки Daewoo выпускались как со старой «мордой» (LeMans), так и в виде Нексии Трехдверки Daewoo выпускались как со старой «мордой» (LeMans), так и в виде Нексии Трехдверки Daewoo выпускались как со старой «мордой» (LeMans), так и в виде Нексии Трехдверки Daewoo выпускались как со старой «мордой» (LeMans), так и в виде Нексии Трехдверки Daewoo выпускались как со старой «мордой» (LeMans), так и в виде Нексии А вот на пятидверной версии вместо кадеттовской вентиляционной решетки появилось небольшой треугольное окошко, по которому Nexia с редким кузовом хэтчбек можно было безошибочно отличить от Кадетта. Однако ни универсалов, ни кабриолетов под маркой Daewoo Nexia не выпускали никогда. При организации производства Нексии в узбекском города Асака на предприятии Uz-Daewoo в рамках СП с компанией «Узавтосаноат» рассматривался один-единственный вариант – тот самый четырехдверный седан, который казался инвесторам наиболее практичным и целесообразным. Видимо, в хэтчбеках для стран СНГ особого резона действительно не было, а универсалом, как мы уже выяснили, никогда не располагали и сами корейцы. МИФ 5: Последний рестайлинг Nexia был проведен концерном GM МИФ После обновления 1994 года Nexia, насколько это было возможно, ушла от базового Кадетта в сторону биодизайна, несколько закруглившись спереди и сзади. Посередине, правда, оставалось достаточно «старого и знакомого», но большего при сохранении крупных штампов неизменными в Корее сделать не могли. На рубеже столетий экстерьер Nexia воспринимался достаточно актуальным На рубеже столетий экстерьер Nexia воспринимался достаточно актуальным На рубеже столетий экстерьер Nexia воспринимался достаточно актуальным В 2002-м малозаметную «косметику» пережила и узбекская машина, получив накладку на крышку багажника и другие мелочи, а 2008 году компания Uz-Daewoo осуществила куда более радикальное изменение внешности автомобиля-ветерана, который обрел новые фары, фонари и передние бамперы. Художника может обидеть каждый… но не каждый художник сможет обидеть Нексию! Художника может обидеть каждый… но не каждый художник сможет обидеть Нексию! Художника может обидеть каждый… но не каждый художник сможет обидеть Нексию! Художника может обидеть каждый… но не каждый художник сможет обидеть Нексию! Благодаря линзованной оптике и новым обводам бамперов прищурившаяся «бабушка» визуально стала немного моложе, но вот гармоничнее – вряд ли. Уж больно несочетаемыми выглядели средняя часть образца 1984 года с новыми передком и кормой, которые отделяли друг от друга не только 24 года, но и несколько витков автомобильной моды. Поговаривали, что в осовременивании экстерьера узбекам помогали специалисты GM, но в то время американскому концерну было уже давно не до производных на базе древнего Опеля. Не стоит искать во внешности машины и корейский след, хотя некоторые «эксперты» и вовсе утверждали, что к дизайну причастны загадочные итальянские исполнители… В таком виде «бессмертная» реинкарнация Кадета наконец и ушла на покой ПРАВДА На своей исторической родине в Корее Nexia продержалась на конвейере совсем недолго – всего с 1994 по 1997 год, хотя в целом производственный цикл Le Mans и его производных растянулся на целое десятилетие, в то время как Kadett E выпускали в Германии всего семь лет, собрав за это время аж 3 779 282 экземпляра. Нексий в общей сложности сделали гораздо меньше – можно с уверенностью говорить примерно о 500 000 автомобилей этой модели. Зато именно Nexia выпускалась и за пределами родной для неё Кореи, ведь этот автомобиль производили или собирали впоследствии не только в Узбекистане, но и во Вьетнаме, Румынии, Египте и России! Удивительно, но эта машина оказалась едва ли не большим «гражданином мира», чем Fiat 124 или Renault Logan! Да-да, с 1996 по 1998 годы крупноузловым способом Нексии собирали в Ростове – на заводе «Красный Аксай», которым владела финансово-промышленная группа «Донинвест». Ну а после дефолта 1998-го на российском рынке можно было приобрести только автомобили, произведённые по полному циклу в Узбекистане. И если в Румынии и Египте Нексии собирали только до 2008 года, то на Uz-Daewoo седан выпускали вплоть до 2016-го! Таким образом, Nexia стала настоящим долгожителем, протянув на конвейерах свыше двадцати лет. МИФ 7: Nexia была довольно примитивной с точки зрения техники И МИФ, И ПРАВДА Глобальная джиэмовская «тележка» T-body была не лучше и не хуже, чем у конкурентов восьмидесятых годов. Классический «переднеприводный набор» включал поперечно расположенный силовой агрегат, передние амортизаторные стойки типа МакФерсон, заднюю полузависимую балку, дисковые тормоза спереди и задние барабаны, а также реечное рулевое управление. То есть по компоновке и общей архитектуре ни Кадетт, ни Нексия ничем не отличались от остальных европейских аналогов, включая советский Спутник. Но если у немецкой машины была настоящая линейка из трех десятков разных бензиновых и дизельных двигателей (OHV/OHC/DOHC) объемом от 1,2 до 2,0 литра, то под капотом Nexia вплоть до 2002 года стоял безальтернативный полуторалитровый двигатель G15MF мощностью 75 л.с. с верхним расположением распределительного вала и классическим трамблёром в системе зажигания. Восьмиклапанный: этот полуторалитровый 75-сильный мотор владельцы обычно называли «опелевским» Да-да, если на ВАЗе при переводе «восьмых» моторов с традиционного карбюратора на более прогрессивный распределённый впрыск электронному блоку управления доверили не только подачу бензина, но и образование искры, то у Нексии система была несколько «гибридной», поскольку в неё входили такие рудименты, как «бегунок» и даже коммутатор. После того, как двигатель получил двухвальную головку блока с четырьмя клапанами на цилиндр (схема DOHC), мощность двигателя под индексом G15MF увеличилась до 85 «лошадок». 16 Valve: получив «двойную порцию клапанов», Нексия не превратилась в спорткар Попутно были модернизированы системы зажигания, питания и охлаждения. Тем не менее никаких современных электронных систем безопасности узбекская машина так и не получила, хотя «корейцы» когда-то оснащались даже подушками безопасности! С другой стороны, наличие электроприводов стёкол, гидроусилителя рулевого механизма и (главное) кондиционера позволяло Нексии превосходить по уровню комфорта российские Лады «доприоровской» эры. Комплектация GLE включала «полный электропакет», усилитель руля, кондиционер и даже аудиосистему с CD-ресивером Clarion! Поэтому примитивность отдельных технических решений вроде пресловутого трамблёра всё же не позволяет считать этот автомобиль технически отсталым – особенно, если не забывать о том, что джиэмовская платформа Nexia восходит к самому началу восьмидесятых годов. Опрос Какой вариант вам нравится больше всего? Голосовать Ваш голос Всего голосов:
МИФ 6: Нексию выпускали свыше двух десятилетий более чем в пяти странах мира
Читайте на сайте
История
Эмблема Pontiac, кузов хэтчбек и удлинённая база: мифы и факты о Daewoo Nexia
12.03.2020 Михаил МоторсПлуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины
Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I
Водоплавающие союзники и их советские наследники: ленд-лизовские амфибии
Были гибридами до того, как это стало мейнстримом: история советских троллейвозов