История

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

22.04.2020

Тренд на создание крупных автомобилей, сочетавших внедорожный потенциал, легковой комфорт и статусный имидж, маркетологи нащупали давно, а в последние два десятилетия стали активно его развивать. Mercedes-Benz M-class, BMW X5, Range Rover… Немцы из концерна Volkswagen не собирались оставаться в стороне и решили обхитрить всех: создав единую платформу, они выкатили на ней и «народный» Volkswagen Touareg, и «спортивный» Porsche Cayenne, а потом еще и «премиальный» Audi Q7. Тот факт, что именно «ненастоящий» и «приемный» Cayenne позволил укрепить позиции Porsche и дать бренду львиную долю прибыли – тема для отдельного рассказа, а сегодня мы поговорим о первенце новой платформы – Volkswagen Touareg. Ведь его и окрестили первым внедорожником бренда, и записали в немецкую армию, в компанию к «Гелендвагену», и причислили ему немало достижений и рекордов, не все из которых были полностью правдивыми. Сегодня мы вспомним историю появления Туарега и отделим точные факты от маркетинговой шелухи.

МИФ 1: Эта модель стала первым внедорожником марки Volkswagen

МИФ

Volkswagen Touareg, дебютировавший на Парижском автосалоне в 2002 году, для бренда был моделью новой, поскольку не имел явных исторических предшественников. Вдобавок родство с пафосным Porsche Cayenne подогревало интерес публики, а на поверку «народный» кроссовер не казался бедным родственником на фоне более дорогой модели.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Во внешности концептуального пикапа AAC (2000 г.) отчетливо просматриваются черты будущего внедорожника

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Во внешности концептуального пикапа AAC (2000 г.) отчетливо просматриваются черты будущего внедорожника

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Во внешности концептуального пикапа AAC (2000 г.) отчетливо просматриваются черты будущего внедорожника

Несмотря на то, что стоимость базового Туарега с рядным пятицилиндровым турбодизелем стартовала с не самых народных 39 000 Евро, первый в своём роде автомобиль из Вольфсбурга действительно оказался успешным с коммерческой точки зрения.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

За четыре года до обновления модели было продано свыше 300 000 автомобилей первого поколения

Но был ли Touareg действительно первым внедорожником марки, как думали многие рядовые автомобилисты, его владельцы и даже автомобильные журналисты? Ответ не лежит на поверхности, хотя хорошо известен тем, кто интересовался историей компании: нет, потому что первый автомобиль повышенной проходимости Volkswagen выпустил практически в момент возникновения марки. Ведь еще в 1938 году Фердинанд Порше создал прототип легкого военного транспортного средства, а к концу 1939-го были готовы опытные образцы новой машины, получившей обозначение KdF Typ 62. Они были унифицированы по узлам и агрегатам с будущим «Кафером», но в серийное производство летом 1940 года пошел доработанный вариант KdF Typ 82.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Этот автомобиль в вермахте официально называли Kfz.1 (нем. Kraftfahrzeug – «автомобиль»), а вообще армейские машины такого типа в Германии получили название «кюбельваген» (Kübelwagen), которое происходило от формы глубоких сидений (нем. Kübel – лоханка). Именно четырёхколёсная «лоханка» и была первым внедорожником в истории марки. Интересно, что полным приводом оснащались не обычные «кюбельвагены», а выпускавшийся в небольших количествах с 1942 по 1944 г. штабной автомобиль VW Typ 87, получивший трансмиссию от амфибии Typ 166 Schwimmwagen.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

На фото: амфибия Typ 166 Schwimmwagen

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

На фото: амфибия Typ 166 Schwimmwagen

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

На фото: амфибия Typ 166 Schwimmwagen

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

За 60 лет до Touareg: штабная машина VW Typ 87 с полным приводом от Швиммвагена сочетала легковой кузов и возможности внедорожника

Но и вторым полноприводником Volkswagen Туарегу стать было не суждено: в конце семидесятых годов и до появления Mercedes Geländewagen основным транспортным средством Бундесвера был компактный внедорожник Volkswagen Iltis (нем. «хорёк»), который мог разгоняться до 100 км/ч, перевозить до полтонны груза, преодолевая при этом 60-градусные косогоры и водные преграды полуметровой глубины. Удивительно, но этот скромный «вояка» под управлением шведа Фредди Котулински даже стал победителем ралли-рейда Париж-Дакар в 1980 году!

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Уазик по-немецки: полный привод Iltis был не постоянным, а подключаемым

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Уазик по-немецки: полный привод Iltis был не постоянным, а подключаемым

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Уазик по-немецки: полный привод Iltis был не постоянным, а подключаемым

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Уазик по-немецки: полный привод Iltis был не постоянным, а подключаемым

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Уазик по-немецки: полный привод Iltis был не постоянным, а подключаемым

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Покоритель Дакара: неказистый «хорёк» от Volkswagen смог добраться до Дакара первым!

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Покоритель Дакара: неказистый «хорёк» от Volkswagen смог добраться до Дакара первым!

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Покоритель Дакара: неказистый «хорёк» от Volkswagen смог добраться до Дакара первым!

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Покоритель Дакара: неказистый «хорёк» от Volkswagen смог добраться до Дакара первым!

Таким образом, Touareg может считаться лишь третьим по счету «сухопутным» внедорожником в истории марки Volkswagen после Кюбельвагена и Iltis. Причем выпускали автомобиль первого поколения отнюдь не в Германии, а в Словакии, на заводе в Братиславе, где изготавливали и кузова Кайенов.

МИФ 2: На бездорожье Touareg I ни на что не способен

МИФ

Несколько «несерьезный» дизайн Туарега без явных внедорожных рудиментов вроде запасного колеса на пятой двери и расширителей колёсных арок повлиял на имидж этого автомобиля. Многие заядлые джиперы крайне скептически относились к его потенциалу, считая его обычным паркетником. На фоне привычных их глазу рамников на неразрезных мостах вроде Nissan Patrol и Toyota Land Cruiser новый Туарег выглядел городским парнем. Однако внешность была пусть и не разительно, но обманчива: в раздаточной коробке кроссовера была предусмотрена понижающая передача, межосевой, а за доплату и задний дифференциалы можно было жестко заблокировать, а электроника с переменным успехом  имитировала блокировку передней оси. Ну а отсутствие рамы и независимые подвески с опциональными пневмобаллонами (которые могли увеличивать клиренс до 300 мм) помехой проходимости и не были – здесь все вполне типично для гражданской машины упиралось в геометрию и вес.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

С экспедиционным обвесом Туарег уже не выглядел неумелым горожанином, а ехать он кое-где и без него мог вполне уверенно

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

С экспедиционным обвесом Туарег уже не выглядел неумелым горожанином, а ехать он кое-где и без него мог вполне уверенно

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

С экспедиционным обвесом Туарег уже не выглядел неумелым горожанином, а ехать он кое-где и без него мог вполне уверенно

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

До 300 мм дорожного просвета – «задранный» с помощью пневмоподвески Touareg имел хорошую для кроссовера геометрическую проходимость

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

До 300 мм дорожного просвета – «задранный» с помощью пневмоподвески Touareg имел хорошую для кроссовера геометрическую проходимость

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

До 300 мм дорожного просвета – «задранный» с помощью пневмоподвески Touareg имел хорошую для кроссовера геометрическую проходимость

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

До 300 мм дорожного просвета – «задранный» с помощью пневмоподвески Touareg имел хорошую для кроссовера геометрическую проходимость

В общем, проходимость машины в реальных условиях ограничивали отнюдь не отсутствие рамы или схема подвесок, а сцепные свойства покрышек и квалификация водителя. Так что на фоне прямых и не очень конкурентов, даже рамных, Touareg на деле смотрелся отнюдь не так бледно.

МИФ 3: Touareg имел военную модификацию и был принят на вооружение в Германии

МИФ

Если оба полноприводных предшественника, о которых мы вспоминали в первом мифе, были созданы по запросам и для нужд военных, то Touareg задумывался как стопроцентно гражданский автомобиль. Однако эта машина вполне могла «сменить фрак на гимнастёрку»: в рамках тендера на защищенные командные машины 1-го класса для Вооруженных сил Германии Volkswagen впервые со времен модели Iltis участвовал в разработке военного автомобиля на агрегатах обычного Touareg! В отличие от серийного внедорожника, тяжелый (5,3 т) Touareg-Military имел прочное шасси от Farmington Automotive GmbH и был защищен броней от ручного стрелкового оружия и мин. 

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Опытный образец оснастили трехлитровым дизелем V6 TDI мощностью 225 л.с., что позволяло военному Туарегу разгоняться до 160 км/ч. Рассматривалось и создание более мощной версии с мотором 5,0 V10 TDI. Однако уже в ходе первых же испытаний выяснилось, что прототип не отвечает требованиям и техническому заданию тендера, поэтому Volkswagen снял его с отбора в ноябре 2007 года.

МИФ 4: Первый Touareg был не самым надёжным автомобилем

ПРАВДА

Будучи первым «люксовым» внедорожником в истории марки, Touareg оказался полон различной вспомогательной электроники. Она здесь заведовала всем – техникой, комфортом и даже такими мелочами, как отпирание лючка бензобака.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Независимо от года выпуска и цветовой гаммы салон выглядел просто роскошно. Увы, многочисленные системы комфорта радовали владельца беспроблемной работой не слишком долго

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Независимо от года выпуска и цветовой гаммы салон выглядел просто роскошно. Увы, многочисленные системы комфорта радовали владельца беспроблемной работой не слишком долго

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Независимо от года выпуска и цветовой гаммы салон выглядел просто роскошно. Увы, многочисленные системы комфорта радовали владельца беспроблемной работой не слишком долго

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Независимо от года выпуска и цветовой гаммы салон выглядел просто роскошно. Увы, многочисленные системы комфорта радовали владельца беспроблемной работой не слишком долго

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Независимо от года выпуска и цветовой гаммы салон выглядел просто роскошно. Увы, многочисленные системы комфорта радовали владельца беспроблемной работой не слишком долго

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Независимо от года выпуска и цветовой гаммы салон выглядел просто роскошно. Увы, многочисленные системы комфорта радовали владельца беспроблемной работой не слишком долго

Увы, первый блин оказался немного комковатым: капризная бортовая электроника приводила к внезапным потерям мощности двигателя, а также отказам систем комфорта и даже безопасности, что вынудило производителя выпустить десятки прошивок, которые более или менее успешно боролись с глюками электроники.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Гирлянда ошибок была знакомым зрелищем для владельцем машин первого поколения

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Гирлянда ошибок была знакомым зрелищем для владельцем машин первого поколения

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Гирлянда ошибок была знакомым зрелищем для владельцем машин первого поколения

Увы, и по технической части Touareg Typ 7L не давал расслабиться своему владельцу. К примеру, автоматическая коробка не любила резкие светофорные старты, но подергивания при переключениях передач могли возникнуть и у самых спокойных водителей. «Тепловозный» крутящий момент имевшегося в гамме 10-цилиндрового турбодизеля просто разрывал американскую раздаточную коробку New Venture Gear, в которой пластичная приводная цепь могла растянуться уже через 50-60 тысяч километров.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Если водитель любил ощущать пьянящий вкус постоянных ускорений, мотор V10 TDI приводил к поломкам трансмиссии

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

«Механика» встречалась на Туарегах нечасто и только на «маленьких» двигателях

​Вечная, казалось бы, цепь на бензиновых «шестёрках» Touareg растягивалась уже после 60-70 тысяч километров, из-за чего «уходили» фазы газораспределения, а при её обрыве владелец попадал на дорогостоящий ремонт мотора с заменой ГБЦ. Замена же цепи требовала демонтажа двигателя, что у «официалов» стоило пару тысяч в валютном эквиваленте.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Всеобщей «болью» для ранних машин этого поколения стал умирающий электромотор, заведующий блокировкой межосевого дифференциала на автомобилях до 2004 года выпуска. Вдобавок «легковые» подвески хоть и позволяли штурмовать тяжелое бездорожье, но дорогой ценой, вынуждая владельцев менять не только мелочи вроде стоек стабилизатора, но и алюминиевые рычаги, а также рулевые наконечники и ступичные подшипники.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Узлы трансмиссии первых Touareg всегда можно найти на разборках. Многие владельцы так и делают, но остаточный ресурс агрегатов неизвестен никому

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Узлы трансмиссии первых Touareg всегда можно найти на разборках. Многие владельцы так и делают, но остаточный ресурс агрегатов неизвестен никому

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Узлы трансмиссии первых Touareg всегда можно найти на разборках. Многие владельцы так и делают, но остаточный ресурс агрегатов неизвестен никому

Не меньшей проблемой многих машин оказались «лысеющие» покрышки, которые даже при регулярной проверке углов установки колёс изнашивались быстрее, чем на других автомобилях этого класса, включая соплатформенный Cayenne.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Неравномерный или просто ускоренный износ покрышек был характерен для автомобилей первого поколения

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Неравномерный или просто ускоренный износ покрышек был характерен для автомобилей первого поколения

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Неравномерный или просто ускоренный износ покрышек был характерен для автомобилей первого поколения

Были вопросы и к надёжности двигателей, причем как к бензиновым, так и дизельным (V6), в то время как менее распространённые V-образные «восьмерки» трудились без внимания со стороны владельца и сервисменов заметно дольше. Отдельная история – опциональная пневмоподвеска ZF Sachs, которая была технической изюминкой машины, но спустя несколько лет эксплуатации нередко становилась для владельца настоящей головной болью, требуя регулярной замены «травящих» подушек. Увы, без дополнительного внимания она служила меньше, чем традиционная пружинная подвеска.

Словом, надежность или стоимость содержания никогда не были сильными сторонами Туарега – особенно, если его владелец увлекался быстрой ездой или внедорожными покатушками. Именно поэтому ранние экземпляры стоили недорого даже в то время, когда это поколение еще было актуальным. Ну а в наше время почти 20-летних дешевых «туров» зачастую нужно просто остерегаться – как, впрочем, и подавляющего большинства более молодых экземпляров, самому «свежему» из которых уже не может быть меньше десяти лет.

Военная версия, плохая проходимость и звание первого: мифы и факты о Volkswagen Touareg I

Опрос

Какой двигатель вы считаете наиболее подходящим для Туарега первого поколения?

Голосовать

Ваш голос

Всего голосов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *